Инфаркт миокарда психология

Как проводится психологическая реабилитация после инфаркта миокарда

После прохождения больным стационарного лечения после перенесенного инфаркта миокарда вместе с физическим компонентом имеет большое значение психологический компонент. Существуют

разнообразные типы реакции человека на заболевание: от адекватной до ипохондрической. Также велико значение семьи и хороших семейных отношений в периоде адаптации пациента к осуществлению жизнедеятельности вне стационара. Актуальность психологического компонента увеличивается в процессе завершения этапа реабилитации, когда пациент возвращается на рабочее место и происходит восстановление его социального статуса после перенесенного инфаркта миокарда. При успешной и удовлетворительной психической адаптации больные адекватно оценивают свое состояние, следуют рекомендациям врача и стараются вести активный образ жизни.

Как проводится психологическая реабилитация после инфаркта миокарда

Целью использования психотерапии при лечении инфаркта миокарда становится психологическая адаптация пациентов и ориентация на активный образ жизни. Большое внимание необходимо уделять ликвидации стрессовых, психоэмоциональных причин, которые повлекли развитие инфаркта. Психологическая реабилитация после инфаркта миокарда — в реабилитационную программу психологической реабилитации после инфаркта миокарда входят такие компоненты, как психорегуляция, основанная на рассеянном гипнозе, гетеротренинг, идеомоторные тренировки, адаптационный тренинг, используется также обучение аутотренингу и технике саморегуляции. Со стороны ближайших родственников по отношению к пациенту, который перенес инфаркт миокарда, выявлено три основных типа реакций. В большинстве случаев поведение ближайших родственников основано на чувстве страха за состояние больного, что способствует его чрезмерной опеке, особенно актуально это в вопросах, которые касаются его физической активности. В основном такие родственники находятся около больного при посещении им поликлиники, на прогулках и ограничивают его минимальную физическую активность. Иногда у членов семьи пациента наблюдается тот тип реакции на болезнь родного человека, когда поведение родственников выражается полным отрицанием заболевания у пациента или снижена оценка тяжести перенесенного заболевания. «Золотая середина», которая образуется между двумя типами реакции ближайшего окружения пациента на его заболевание, и есть верная и адекватная реакция семьи на перенесенное заболевание. Также и взаимоотношения между мужем и женой после того, как один из них перенес острый инфаркт миокарда, становятся одним из наиболее значимых психотерапевтических, а иногда психотравматизирующих факторов, поэтому немаловажным условием будет семейная психотерапия. Психологическая реабилитация после инфаркта миокарда — значимый аспект психологической реабилитации после инфаркта миокарда – социальная реабилитация. Больной после перенесенного инфаркта миокарда является нетрудоспособным 4 месяца, потом пациента направляют на ВТЭК. К этому времени 50% больных возвращается к своей трудовой деятельности, т.е. трудоспособность практически полностью восстанавливается. Если возникают осложнения, то временно присваивается группа инвалидности, чаще всего II, на 6-12 месяцев. Реабилитация в социальном плане – это восстановление социальной деятельности человека как субъекта общественной жизни; в медицинском плане – это ликвидация нарушений здоровья как причины нарушений дееспособности. После перенесенного инфаркта миокарда сроки временной нетрудоспособности (ориентировочные) составляют: при мелкоочаговом инфаркте миокарда, протекающем без осложнений,– приблизительно 2 месяца; при крупноочаговом (в том числе трансму-ральном инфаркте миокарда) – 2–3 месяца; при мелкоочаговом или крупноочаговом осложненном инфаркте миокарда – 3–4 месяца. При рецидивирующем инфаркте миокарда, тяжелых нарушениях ритма и проводимости, выраженной хронической коронарной недостаточности, недостаточности кровообращения ПБ стадии больных направляют на медико-реабилитационную экспертную комиссию, которая или продлевает больничный лист свыше 4 месяцев (если реальна перспектива восстановления трудоспособности), или признает больного нетрудоспособным. При первом функциональном классе больные полностью трудоспособны, но освобождаются от ночных смен, дополнительных работ, командировок. Лица, профессия которых неразрывно связана с тяжелым физическим трудом, переводятся на другую работу. При втором функциональном классе больные трудоспособны, но только в случае, если их работа связана с легким физическим трудом, неинтенсивным физическим напряжением. При третьем функциональном классе больные признаются нетрудоспособными, если их профессия связана с физической нагрузкой и интенсивным психоэмоциональным напряжением. При четвертом функциональном классе больные нетрудоспособны.

Лечение психических нарушений у больных инфарктом миокарда

На первой неделе заболевания возможно развитие острого психоза, что обусловлено интоксикацией продуктами распада некротического очага, гипоксемией и нарушениями мозгового кровообращения. Обычно психозы возникают в вечернее время, протекают с резким двигательным возбуждением, нарушениями сна, у больных развивается тревога, страх, нередко при таких состояниях выявляются зрительные галлюцинации. Для купирования острых психозов рекомендуется внутривенное введение 1–2мл седуксена (реланиума), 1–2мл 0,25%-ного раствора дроперидола (под контролем АД). Можно воспользоваться внутримышечным введением 1–2мл галоперидола, 1мл аминазина.

Источник: www.astromeridian.ru

Психологические аспекты инфаркта миокарда

Личностная реакция на заболевание зависит от длительности заболевания, его тяжести и интеллектуальных возможностей человека.

По данным литературы известно, что распространенность депрессии у больных ИМ колеблется от 14% до 45% и более (Смулевич Л.Б., 2003; Мауоu R.A. еt а1., 2000; Aben I. еt аl., 2003). Наибольшее влияние на развитие депрессии у больных ИМ оказывает снижение качества жизни и функциональных возможностей. Далее следуют возраст больных и заболевания, которые обычно связывают с возрастной патологией: атеросклероз сосудов головного мозга н артериальная гипертония. Значительное влияние на формирование депрессии оказывает тревога. Четвертая группа причин развития депрессии у больных ИМ обусловлена выраженностью сердечной патологии (размером инфаркта миокарда, аритмиями и нарушениями проводимости, развитием отека легких и др. осложнений). В состав пятого фактора, оказывающего влияние на формирования депрессии у больных ИМ вошли: выраженность поражений внутренних органов при повторном инфаркте миокарда, инвалидность пациентов, наличие хронической аневризмы сердца, сахарного диабета.

В проведенном И.И. Крюковым и М.А. Качковским в 2005 году исследовании были получены аналогичные результаты. Из 416 обследованных больных ИМ (253 мужчины и 163 женщины) в возрасте от 35 до 89 лет депрессивные реакции были диагностированы у 113 больных ИМ (27%).

Депрессия, тревога и страх коморбидны. Известно, что у больных ИМ резко меняется привычный жизненный стереотип, ухудшается материальное состояние. На фоне отсутствия достоверной информации создается неадекватная внутренняя картина болезни. Страх перед заболеванием, за свое будущее трансформируется в защитные психологические реакции, которые не способствуют выздоровлению больного.

Аффективные расстройства подавляют мотивацию к лечению и снижают его дисциплину, а, как известно, для эффективного лечения больного человека требуется высокая дисциплина, наличие мотивации к выздоровлению. Следовательно, все пациенты с ИМ нуждаются в целенаправленной психологической коррекции, повышении адаптации. Для точного выполнения врачебных назначений необходимо изменить отношение к болезни, создать мотивацию к дисциплинированному лечению.

Для психологической коррекции больных ИМ нужна специальная комплексная программа, которая может воздействовать на эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный компоненты отношения к болезни. Эмоциональный компонент отношения к заболеванию представляет изменения в эмоциональной сфере личности больного. С болезнью, как значимым событием в жизни человека, связан широкий спектр чувств. В формировании эмоционального компонента отношения к болезни значительную роль могут играть эмоциональные переживания физического и психического дискомфорта, связанного с болезнью. Эмоции, отражаемые эмоциональным компонентом отношения к болезни, тесно связаны с физиологическим состоянием больного человека.

Мотивационно-поведенческий компонент отношения к болезни представляет изменения в мотивационно-поведенческой сфере личности больного человека. Заболевание приносит физические и душевные страдания, содержит угрозу благополучию человека н даже угрозу его существованию. В связи с этим возникают новые мотивы деятельности. Болезнь препятствует достижению многих целей, существовавших ранее н определявших поведение личности, в связи с этим происходит отказ от старых целей или формирование новых целей.

Заболевание, как экзистенциально значимое событие в жизни человека, может привести к изменению системы ценностей личности. Когнитивный компонент отношения к болезни отражает изменения в когнитивной сфере личности больного. Болезнь понимается пациентом как объективное событие. Больной человек также понимает возможное влияние болезни и ее последствий на все стороны его существования. Заболевание содержит угрозу смерти, инвалидизации, утраты трудоспособности, изменения личностного и социального статуса. Болезнь меняет оценку настоящего и перспективу на будущее. Смысловая структура болезни для человека является весьма существенной.

В этой связи больным ИМ необходимо предоставить максимум достоверной, реальной информации по заболеванию, по факторам риска его развития, возможным причинам обострений, медикаментозным препаратам, обучить самоконтролю за течением болезни. Страх перед болевым приступом можно уменьшить путем обучения пациента методике самоконтроля, правильного и своевременного купирования приступов стенокардии. Больных ИМ необходимо обучить приемам самопомощи, а врача — контролировать правильность и полноту выполнения лечебной программы.

У пациентов с ИМ должны быть мобилизованы внутренние резервы, н этому их следует обучить. Необходима коррекция питания. При работе с каждым пациентом следует помнить о том, что больной человек должен восприниматься врачом не как пассивный объект, а как активный субъект реципрокных отношений «врач — больной». Поэтому особенности личности больного человека, его позиция по отношению к своему заболеванию и лечению становятся важными факторами успешности терапии. Врачу необходимо избавиться от установки, что больной не способен справиться со своими проблемами.

Внутренняя концепция болезни у пациентов с ИМ неадекватна, что обусловлено включением искажающих материалов как на уровне ощущения,

(страх смерти, ощущение остановки сердца), так и на уровне концепции из-за отсутствия достоверной информации. Врачу следует помнить о том, что информирование пациента влияет на мотивацию к лечению. При проведении образовательных программ врачу необходимо быть психологически гибким, уметь отслеживать невербальные реакции на информацию. Он должен реально оценивать свои профессиональные возможности н уровень квалификации, принимать ограничения своих возможностей. Так, при обучении больных лечебной физической культуре к занятию привлекается специалист.

В болезни нарушаются значимые отношения личности, система внутригрупповых связей, привычные межличностные отношения. Восстановление значимых отношений (реадаптация и реабилитация) способствуют изменению неадекватной реакции на болезнь.

Из-за отсутствия информации, наличия искаженной информации ожидания пациентов нереалистичны. Важным представляется провести переориентацию в нужном для пациента направлении. Ориентированная на мобилизацию к сотрудничеству информация — необходимое условие позитивного настроя на лечение.

Важен контроль за информационным процессом с помощью обратной связи, которую можно получить, используя следующие приемы: суммирование, постановку открытого вопроса, приглашающего к диалогу, выход на перспективу. У всех больных ИМ личностная позиция пассивна, то есть имеется тенденция к передаче ответственности за лечение и течение заболевания врачу.

Поэтому целесообразно установить систему контрактных взаимоотношений, предполагающих взаимную ответственность за лечение. Врачу нельзя играть роль «спасителя», она предполагает принятие от больного роли «жертвы», препятствует собственной активности пациента, лишает его социальной самостоятельности. Болезнь является актуальной проблемой. При работе врачу надо по возможности помочь пациенту отстраниться от ситуации, рассмотреть ее со стороны. Для этого больной ИМ должен иметь достоверную и полную информацию по заболеванию и способам лечения. Важно обсудить, какое влияние оказал ИМ на самого пациента, его профессию, семью, межличностные отношения. Врач должен активно слушать, умело ставить вопросы, рефлексировать переживания больного.

Прием лекарства — это не просто введение препарата в организм, а сложное взаимодействие врача и пациента. Врачу не следует забывать н о наличии отрицательного эффекта на лекарственные препараты. Негативное отношение к фармакотерапии может исказить истинное действие препарата н затрудняет работу врача. Поэтому необходимо позитивное информирование о препаратах, предупреждение о его побочных эффектах и мерах их профилактики.

Болезнь вызывает страх перед неизвестностью. Нередко лечение ИМ и его исходы трудно прогнозировать. Часто, испытывая негативные чувства, больной человек не высказывает их в беседе с врачом, боясь получить подтверждение собственных опасений. Важно создать атмосферу доверия. Информацию по заболеванию надо давать с надлежащей долей оптимизма, избегая профессиональной медицинской терминологии. Для повышения мотивации к сотрудничеству и лечению необходимо информирование о полученном эффекте проводимой терапии. Необходимо также уважать достоинства пациента. При выполнении врачебных назначений важно ситуативное одобрение.

Каждому пациенту с ИМ целесообразно создать «лечебную перспективу». Он должен представить позитивный эффект терапии и в сфере этого — новые рубежи, к которым он идет. Необходимо найти новые, привлекательные для больного ИМ жизненные цели.

Пациенты с ИМ должны чувствовать эмоциональную поддержку лечащего врача. Эмоциональная поддержка — это умение показать больному, что его полностью принимают как личность, разделяют его трудности и понимают его переживания. Эмоциональная поддержка не означает сверхидентификации с пациентом. Важно уметь вовремя проводить критический анализ. Это укрепляет активную позицию больного, повышает его самооценку. Важным качеством врача-кардиолога является эмпатия — способность почувствовать и понять переживания другого. Следует избегать проекции своих чувств и представлений на пациента. Особое значение в работе кардиолога имеет умение видеть не только поведение и сигналы пациента, но н способность наблюдать свои реакции, видеть себя со стороны глазами больного человека, контролируя свои высказывания, интонации, мимику, взгляд. Врач понимает, что его реакция влияет на пациента, осознает это влияния и выделяет его во взаимодействии с больным человеком, фиксируя свои чувства, желания, возможности.

Целенаправленная психологическая патогенетическая коррекция больных ИМ заключается в том, чтобы помочь больным рассмотреть проблему своей болезни «со стороны», составить более полное представление о проблеме заболевания. «Увидев» проблему заболевания в целом, надо совместно с врачом обсудить, какое влияние оказала болезнь на самого больного, его профессию, семью, межличностные отношения. Следует переоценить ситуацию, роль самого пациента в лечении инфаркта миокарда. Исход ИМ во многом зависит от пациента, его дисциплины лечения, точности выполнения врачебных назначений. На это их и следует ориентировать. Важно ситуативное одобрение, пациентов необходимо хвалить за малейшие успехи в лечении. Следует также расширить жизненные цели. Психологический эффект возрастает в условиях групповой работы с кругом аналогичных пациентов, когда начинает действовать психологический закон разделения опасности «я не одинок».

В малой группе (10-12 человек) может быть наиболее адекватно изучена личность, выявлены закономерности процессов больших обществ, вскрыты механизмы социальной регуляции поведения личности. При этом больной, сосредоточенный на своем заболевании и связанных с этим проблемах, не видит альтернативных возможностей их разрешения. Расширить горизонт самоосознавания, помочь увидеть альтернативу деструктивному само- и гетероразрушающему поведению помогают методы групповой работы с больными ИМ, которые включает три уровня: личностный, личностно-групповой, личностно- социальный.

Необходимо, чтобы психика больного ИМ, как динамическая функциональная система, перешла в режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается подачей полной информации о заболевании, что позволяет интенсифицировать все усилия для мобилизации резервных возможностей. Важно установление подлинных партнерских отношений с лечащим врачом-кардиологом. Это позволяет переоценить всю ситуацию в целом и использовать новые средства для достижения новой цели.

Необходимо отметить, что групповая динамика имеет большое позитивное влияние при ИМ. Переоценка цели включает н переоценку своей социальной роли и своей формы социального поведения. Группа формирует и воспитывает новые гуманные цели, учит альтруизму, заботе о других членах группы, приводит к правильному социальному пониманию ответственности, выступает важным элементом социального развития, включенного в общую систему взаимодействия личности и общества.

Источник: xn--80ahc0abogjs.com